Что делать, если над тобой издеваются в школе? Издеваются в школе: что делать, чтобы не быть объектом буллинга Надо издевались школе что делать.

Хотя школьные годы – веселое и крайне важное время для формирования характера, они также могут оказаться очень трудным периодом в жизни (особенно учитывая хрупкую подростковую психику).

16-летняя Хлоя Робсон из графства Дарем в Великобритании может подтвердить этот факт, поскольку над ней издевались с 7 лет, пишет Bored Panda.

Она пережила тяжелые времена, вплоть до физического насилия: ее толкали, бросали в нее разные предметы и всячески оскорбляли.


"Они убеждали меня, что я никто", - говорит она.


Неудивительно, что девушка боялась и не хотела появляться на выпускном.

Она очень сильно волновалась, как отреагируют на нее одноклассницы.


К счастью, 28 июня ее дядя Грант Робсон с сообщества байкеров «Северо-восточные байкеры против хулиганов», пришел ей на помощь!


Изобретательный мужчина организовал группу из 126 байкеров, которые сопровождали его племянницу.


"Я была настолько шокирована, когда услышала звук двигателей и когда появились все эти байкеры - я не ожидала, что их будет ТАК МНОГО!", - рассказала девушка.


"Я сразу же почувствовала себя очень смелой и уверенной в себе. Ох, какое же это было зрелище!"


"Этот момент просто невозможно описать словами: все мои друзья подбежали ко мне и заорали: «Ничего себе, вот это ты эффектно появилась!»", - вспоминала девушка.


Девушка была очень вдохновлена этим поступком и заверила: больше никогда не позволит кому-то указывать, что ей делать.


Этот акт поддержки очень помог Хлое, но она не единственный человек, который нуждается в чем-то подобном.


Члены «Северо-восточных байкеров против хулиганов» часто выезжают, чтобы вдохновлять и поощрять детей, которые подвергаются издевательствам.

И это поистине круто!


Все, кто когда-либо сталкивался с издевательствами со стороны окружающих, должен знать – хулиганы не определяют, кем вы есть!


Так же как и Хлое, эти байкеры хотели бы помочь всем, над кем когда-нибудь издевались в школе.


Все должны вспомнить свои подростковые годы и понимать эту проблему.


Помогите своим родным и близким! Не допускайте несправедливости!


Посмотрите полное видео о том, как все происходило (не помешает знание английского)!

А вот как отреагировали на событие пользователи Сети:

"Ха! Уверен хулиганы уже не были такими смелыми, когда увидели всех этих байкеров".

"Просто до слез. Молодец девочка - выстояла! Издевательства порождает неуверенность в себе - таким людям можно только посочувствовать. Приятно смотреть, когда что-то меняется в лучшую сторону. Поистине вдохновляюще!"

"Благослови Господь таких добродушных байкеров. Делают хорошее дело".

А что вы думаете по этому поводу? Сталкивались с издевательствами со стороны других?

В современной школе проблема буллинга, или травли, стоит остро — по разным оценкам в различных детских группах ее жертвами становятся до 50% детей. Психолог Вячеслав Аманацкий объясняет, кто может стать жертвой травли в классе и как с этим бороться.

По мнению психологов, буллинг — это системная болезнь класса, вызванная тем, что при отсутствии четкой цели, способной сплотить коллектив, дети вынуждены сами искать то, что способно их объединить. Часто объединяющим фактором становится именно травля другого, поэтому для белорусской школы, в которой обучение зачастую сводится к получению фиктивных оценок и посещению «обязательных» мероприятий, проблема буллинга стоит особенно остро.

Как выбирают жертву

Принято считать, что жертв буллинга выбирают по объективным причинам — должен быть какой-то повод. Действительно, ребенка могут дразнить за то, что он очкарик. Или рыжий. Или прыщавый. Или самый умный. Или самый глупый. Самый молчаливый. Самый навязчивый…

По сути, объектом насмешек может стать любая особенность ребенка. Существуют ли дети вообще без особенностей? Если да, то причиной издевательств может стать тот факт, что этот мальчик, в отличие от других, «самый обычный». Жертву могут дразнить даже за «отсутствующую» особенность — порой кличку «жирный» получает далеко не самый упитанный ребенок в классе.

«В начальной школе я носила брекеты. Помогло. Но кривозубой меня перестали называть только в лицее» (Нина ).

По результатам исследований, жертвы травли более чувствительны к насмешкам, ярче («забавнее») реагируют на издевательства. Однако, скорее всего, это не причина буллинга, а ее закономерный результат. Если ребенок уже стал изгоем, советы «не обращай внимания» или «им надоест, они отстанут» принесут только вред. Не надоест и не отстанут. Напускная невозмутимость только раззадорит мучителей.

Стать жертвой травли может абсолютно любой ребенок. И чаще всего причина не в особенностях детей, а в случайном стечении обстоятельств.

Виды буллинга

Основных видов травли четыре. И в большинстве случаев они чередуются и дополняют друг друга.

Физические издевательства могут варьироваться от «невинных» тычков до самого жестокого избиения. В представлении родителей именно они являются наиболее опасными. Однако физическое насилие заметно — и это повышает шансы того, что ребенку в итоге помогут.

Поэтому, чтобы не оставлять улик, мучители могут использовать эмоциональный, или психологический буллинг. Как и в случае физического насилия, диапазон психологического воздействия очень широк — от распускания грязных слухов про жертву до коллективного игнорирования.

Эмоциональный буллинг часто путают с обычной непопулярностью в классе. Однако невнимание и презрение — абсолютно разные вещи. С непопулярным ребенком общаться неинтересно, с отверженным — опасно: можно оказаться на его месте.

«На день святого Валентина у входа в школу раздавали сердечки с номерами, чтоб каждый нашел себе пару. Кто найдет — тому конфеты. Получилось, что у мальчика из моего класса был один номер со мной. Узнав об этом, он демонстративно порвал свое сердечко» (Мария )

«Серая мышка» может привлечь внимание интересным увлечением, учебными успехами, новыми гаджетами. Затравленному это принесет только вред. Его положение схоже со статусом задержанного из криминальных сериалов — все, что он сделает, будет использовано против него.

«Новый телефон? Родители хотят, чтоб ты чувствовал себя менее ущербным?». «Какое красивое платье! Обидно, что на тебе оно висит как на пугале».

Это — словесная травля. Обесценивание. И обесценить можно абсолютно все. Если мальчик займется плаванием, все станут спрашивать, не жмет ли ему «купальник». Займется боксом — будут на каждой перемене «учить держать удар». Если девочка вместо очков станет носить линзы, одноклассницы очень «расстроятся», заявив, что очки хотя бы скрывали ее «кривоносость».

Словесная травля легко превращается в кибербуллинг — издевательства в интернет-пространстве. Для современных детей информационное пространство куда более реально, чем для их родителей — но интернет-травля к тому же происходит онлайн. Нельзя отдохнуть от хулиганов дома — ребенка могут преследовать практически круглосуточно, поддерживая жертву во взвинченном состоянии до следующего учебного дня.

В погоне за статусом

Как показывает практика, вовлеченным в травлю оказывается весь класс.

В роли зачинщика обычно выступает главный хулиган класса, но им может стать даже круглый отличник, находящийся на очень хорошем счету у учителей и дирекции. Особенностью зачинщика является высокая и часто неадекватная самооценка. Он полностью удовлетворен общением и считает, что его статус среди одноклассников высок — ведь чтобы не стать новой жертвой, другие дети подобострастно «уважают» зачинщика. Результаты анонимных исследований, однако, показывают: преследователь — это последний человек, с которым большинство детей на самом деле хотело бы общаться.

Также зачинщик считает себя слишком добрым (!), и эта иллюзия не исчезает даже в том случае, если агрессору непосредственно указывают на его жестокие действия. Классическое оправдание зачинщика — «если бы не я, жертве было бы куда хуже».

Однако травля — это не конфликт между зачинщиком и жертвой. В конфликте силы примерно равны. В случае травли наблюдается значительный дисбаланс, который достигается за счет помощников преследователя.

Как и предводитель, они имеют крайне низкий реальный статус в классе. Но, в отличие от зачинщика, c его приспешниками водиться никто не хочет в открытую, что делает их еще более жестокими. В конечном счете именно помощники принимают непосредственное участие в травле, тогда как их босс лишь разрабатывает план унижения жертвы.

При буллинге нарушается нормальное развитие жертвы: снижается самооценка, возникают тревожность и депрессивные мысли. Однако привычка преследователей решать все вопросы силой — это тоже нарушение адаптации. Как показывает практика, повзрослев, эти дети составляют основной контингент тюрем в большинстве стран мира. В конечном счете буллинг приносит вред и им.

У жертвы порой есть и защитники. Чаще всего ими становятся эмоционально зрелые дети, которые искренне сопереживают изгою и готовы вмешаться в ситуацию, если насилие переходит всяческие границы. Их участие (даже обычная эмоциональная поддержка) очень значимо, но есть и обратная сторона — если жертве нужны «адвокаты», это может стать еще одним поводом для насмешек.

Помощники жертвы обладают одним из самых высоких статусов в классе — именно он помогает защитникам время от времени вступаться за жертву, не становясь в свою очередь объектом травли.

Однако большая часть класса остается сторонними наблюдателями, не поддерживая буллинг, но и не препятствуя ему. Порой бездействие вызвано тем, что они боятся оказаться на месте жертвы. Однако наблюдатели могут даже одобрять травлю, так как постоянные издевательства над другим учеником поддерживают самооценку «немых» участников травли.

«У нас в классе была одна девочка. Сама в травле не участвовала. Но когда били „Сереженьку“, всегда подходила и молча с улыбкой смотрела. Выглядело жутковато » (Максим )

Дети, которые «ни при чем», тоже страдают от буллинга. Видя, на что способны их одноклассники, немые свидетели боятся, что уже завтра ветер в классе поменяется и роль жертвы придется играть им. Такие дети, даже обладая способностями, стараются «не высовываться» на уроке и остаются на позиции середнячка. Кроме того, роль свидетелей приводит их к патологической боязни публичного осуждения, которая может серьезно помешать самореализации во взрослой жизни.

Роль учителя

О роли учителя в школьной травле существуют два противоположных, но одинаково вредных мифа. Первый — учитель ничего не знает о буллинге, поэтому с него взятки гладки. Второй — учитель прекрасно понимает, что происходит в классе, и разберется без участия родителей.

Первый миф поддерживают сами учителя. Если мама ребенка придет в школу и пожалуется классному на травлю, в большинстве случаев тот сделает вид, что впервые об этом слышит. Однако, как показывают исследования, педагоги не только прекрасно осведомлены о травле, но и способны описать реальную структуру класса лучше, чем психологи, вооруженные самыми точными методиками.

Однако вопреки второму мифу менять ситуацию учителя не стремятся. Более того — порой педагоги сами участвуют в травле ребенка. Унизительно комментируют ответ жертвы. Ставят более низкую оценку. «Не замечают», как ребенка шпыняют в школьном коридоре. Казалось бы, мелочь, но агрессоры понимают — учитель «свой».

«Чтоб не убежал, они сдвигали парты и прижимали меня к стене. Однажды это заметила англичанка и отругала их за порчу школьного имущества. На меня ей было фиолетово» (Олег )

Подобное поведение в большей степени характерно для молодых педагогов. В ситуации, когда зарплата учителя стремится к уровню бюджета прожиточного минимума, а о престиже профессии просто неудобно говорить, пассивное участие в травле жертвы — это один из немногих способов поднять свой авторитет у остальной части класса. Однако и опытные педагоги не гнушаются буллингом — ведь в отсутствие реальной цели травля жертвы действительно помогает сплотить детей. Учителя младших классов, способные сами обозначать жертву, используют угрозу унижений как дополнительную нагрузку к плохой оценке.

Иногда учителя настраивают против ребенка не только класс, но и родителей, которые пришли разобраться с ситуацией. Чаще всего это подается в красивой обертке: «Ваш ребенок такой умный (тонкий, ранимый, талантливый) — его неизбежно будут травить обычные дети». Верить этому нельзя — учитель не хвалит ребенка, учитель выгораживает себя. Однако порой педагоги напрямую обвиняют родителей в том, что они не научили сына «взаимодействовать с коллективом». В этом случае учителю стоит напомнить, что коллектив — это группа, нацеленная на решение общественно полезных целей, например, обучения. А класс, в котором основной целью является травля жертвы, не может называться коллективом.

«Наш классный руководитель хороший, он такого делать не будет», — думают многие. К сожалению, не факт. Даже хорошие учителя порой опускаются до травли. Часто неосознанно затравленный ребенок поневоле вызывает у многих педагогов отторжение.

«Больше всего я ненавидела, когда мама приходила с родительского собрания и говорила бабушке с дедушкой, как же „нам“ повезло с классной руководительницей. А эта замечательная классная очень любила шутить на тему того, что деловой стиль одежды подходит всем, кроме меня, потому что на мне все как на корове седло» (Алина). Однажды мама все-таки отпросилась со своего завода к «заслуженному учителю», который вел продленку. Маме было сказано «Ваша дочь - слишком упрямая, и ее надо ломать».

Разумеется, к мнению учителей можно, а в некоторых случаях нужно прислушиваться. Но для родителя на первом месте должны быть не интересы «коллектива», а чувства его собственного ребенка.

Что делать


Универсальных рецептов того, как справиться с травлей в школе, не существует. Однако важно помнить: нет детей, которых травят, есть классы, в которых любой может подвергнуться издевательствам. Нельзя обвинять ребенка, называть его слабаком, подзуживая дать сдачи. Не поможет. В лучшем случае жертву перестанут избивать — однако никто не помешает обидчикам обзываться или незаметно портить вещи ребенка. Но скорее всего, попытка отпора просто сорвет обидчикам всякие тормоза. Совет не обращать внимания может помочь на стадии, когда класс только выбирает жертву — в этом случае есть шанс попасть в категорию наблюдателей (однако их роль тоже незавидна).

Травля — это болезнь класса, и решать ее нужно системно. Если учитель адекватный — можно обратиться за помощью к нему. Но адекватный — не вежливый, не хороший предметник, а тот, который готов реально разобраться с проблемой.

Порой удается найти поддержку у других родителей. На вашей стороне могут быть мамы и папы других жертв, их защитников, порой — сторонних наблюдателей. Помощь может прийти и с самой неожиданной стороны — нередко родители зачинщиков приходят в ужас, когда узнают, чем их чадо на самом деле занимается в школе.

Если поддержка найдена, с классом придется работать комплексно. Как именно — хорошо расписано в статье психолога Людмилы Петрановской . Важно помнить: чем раньше удастся определить проблему и начать работу, тем больше шансов на успех. В младшей школе авторитет взрослого выше, а отношения в классе более пластичны.

Если решить проблему не получилось, лучше перейти в другую школу. Однако нельзя превращать это в бегство. «Где не будут бить» — плохой мотив. Нужна уважительная причина — перевестись в заведение с более высоким уровнем педагогов, или хорошим спортзалом, или эстетическим уклоном. Лучше всего, если ребенок сам выберет школу в соответствии со своими интересами.

«Не могу сказать, что в началке меня прямо травили, но помню, что отношение одноклассников было лучшим мотивом, когда поступала в гимназию» (Света )

К переводу следует подготовиться. Часто затравленные дети, попадая в новый класс, по привычке воспринимают даже самые доброжелательные шутки одноклассников как угрозу и избегают общения. Это не сделает ребенка изгоем — однако роль серой мышки тоже не самая завидная.

За помощью лучше обратиться к психологу — простые наставления вряд ли помогут. Можно обратиться к частному или государственному специалисту. А можно — к психологу в той школе, в которую ребенок собирается перейти. Тянуть с визитом не следует: психологическая травма — не насморк, и за один сеанс не лечится. Кроме того, хорошо, если психолог будет работать с ребенком и в период адаптации в новом коллективе.

Какие формы могут принимать издевательства?

Издевательства - это больше чем физические нападки. Они могут включать в себя:

  • Словесные нападки. "Девочки могут очень больно ранить словами, - делится 20-летняя Селин.- Никогда не забуду, какие прозвища они мне придумывали и что про меня говорили. Из-за них я чувствовала себя полным ничтожеством, никому не нужной и ни на что не годной. Лучше бы они меня били".
  • Бойкот. "Одноклассники стали игнорировать меня, - говорит 18-летняя Хейли. - Они делали вид, что за столиком, где они сидели в обед, больше нет места. Целый год я плакала и ела в одиночестве".
  • Киберхулиганство. "С помощью нескольких ударов по клавишам можно разрушить чью-то репутацию, а иногда и жизнь. Звучит, как преувеличение, но это факт", - говорит 14-летний Даниэль. К киберхулигаеству относится также отправка неприличных фотографий и сообщений по сотовому телефону.

Почему люди прибегают к издевательствам?

Вот несколько распространенных причин:

  • Человек сам когда-то подвергался издевательствам. "Я так устал от постоянных издевательств сверстников со стороны сверстников, что сам стал издеваться над другими, чтобы как-то самоутвердиться, - признается Антонио. - Потом я вдруг задумался над тем, что творю и ужаснулся!".
  • Плохое влияние. "Нередко юные хулиганы просто копируют поведение своих родителей, старших братьев и сестер и других членов семьи, - пишет Джей Макгроу в своей книге "Как вести себя с хулиганами".
  • Они думают, что они самые крутые, а на самом деле не уверены в себе. "Издеваясь над другими некоторые дети пытаются доказать свое превосходство, тогда как в реальности - это маска, скрывающая глубокие раны и чувство неполноценности", - говорится в книге Барбары Колоросо "Хулиган, жертва и наблюдатель".

Кто чаще всего становится жертвой издевательств?

  • Одиночки. Подростки, у которых есть трудности в общении. часто обособляются и становятся легкой мишенью для издевательств.
  • Те, кто не похож на других. Причиной может быть внешность, национальность, религиозные убеждения и даже физическое увечье - хулигану дай только повод.
  • Неуверенные в себе. Обидчики сразу чувствуют тех, кто невысокого мнения о себе. Часто люди с низкой самооценкой - легкая мишень, поскольку они не станут давать отпор.

Что делать, если над тобой издеваются?

  • Не реагируй. "Обидчики хотят знать, что добились своего, говорит Кайли. - Если ты никак не реагируешь, они теряют интерес". В Библии сказано: "Мудрый терпелив и держит себя в руках" (Притчи 29:11, Современный перевод).
  • Не мсти. Месть не решит проблему, а лишь усугубит ее. В Библии дается совет:"Никому не воздавай злом за зло" (Римлянам 12:17; Притчи 24:19).
  • Будь проницательным. Насколько это возможно держисьподальше от опасных людей и ситуаций (Притчи 22:3).
  • Попробуй дать неожиданный ответ. В Библии сказано: "Кроткий ответ отвращает ярость (Притчи 15:1).
  • Ответь с юмором. Если тебя обзывают толстым, ты можешь просто улыбнуться с сказать что-то вроде "Хорошего человека должно быть много!".
  • Просто уйди. "Умение сдерживать показывает, что ты зрелый человек и намного сильнее того, кто над тобой издевается", - говорит 19-летняя Нора. - Сразу видно, что у тебя есть самообладание - то, чего недостает твоему обидчику".
  • Развивай уверенность в себе. "Эти люди чувствуют, когда ты на взводе, - говорит Рита - и они не упустят возможности добить тебя.
  • Расскажи об этом другим. Согласно одному исследованию, больше половины жертв киберхулиганства никому не рассказывали об этом, возможно из-за чувства стыда (особенно мальчики) или боязни мести. Но помни: твое молчание только на руку хулиганам. Рассказав о проблеме другим, ты можешь сделать первый шаг к тому, чтобы положить конец этим кошмарам.

Травля в школе или, как сейчас говорят, буллинг явление повсеместное, оно встречается во всех странах мира. Наверно, полностью искоренить его нельзя, хотя многое зависит от социальной среды и доминирующих в ней ценностей. Но что делать, если именно над вашим ребенком издеваются в школе?

Почему это происходит?

Раньше считали, что издеваться над сверстниками склонны неуспешные и неуверенные в себе дети, которые таким образом компенсируют собственные страхи и комплексы. Но исследования такое понимание ситуации не подтвердили. Напротив, агрессоры очень самоуверенны и амбициозны. Похоже, что единственная причина их неэтичного поведения заключается в том, что оно соответствует системе ценностей подростковых сообществ и поощряется в них. Не зря подростки-булли социально успешны, а их жертвы стыдятся даже признаться в том, что подверглись травле. Дополнительно способствуют буллингу и особенности организации школьных коллективов, в которых взрослые не включены на постоянной основе в круг социальных взаимодействий школьников и обладают только формальным авторитетом.

Кто становится объектом травли?

При неудачном стечении обстоятельств жертвой буллинга может стать каждый, но над некоторыми детьми издеваются в школе гораздо чаще, чем над другими. По статистике типичная жертва травли это тревожный, депрессивный, неуверенный в себе и физически слабый ребенок, у которого нет друзей. Агрессоры видят его очевидную неспособность постоять за себя и пользуются удобной ситуацией. Реже подвергаются буллингу те, чье поведение кажется сверстникам вызывающим и провокационным, а также дети слишком независимые, равнодушные и отстраненные от коллектива. Дополнительным фактором риска служат любые особенности поведения и внешности, которые выделяют ребенка среди одноклассников. Это может быть что угодно: слишком дорогая и слишком дешевая по местным меркам одежда, национальность, веснушки, низкая и высокая успеваемость, манера говорить и многое другое.

Чем помочь ребенку?

Травля в школе это тот случай, когда навредить легко, а помочь сложно. Естественная реакция родителей в ситуации, когда они узнают, что над их ребенком издеваются в школе, это немедленно отправиться к учителю, директору или домой к обидчикам самолично наводить порядок и восстанавливать справедливость. Понять этот душевный порыв можно, однако жертве после такой помощи становится еще хуже. Взрослые не могут повсюду водить ребенка за ручку, и рано или поздно ему все равно приходится остаться один на один со своими обидчиками, жаждущими отомстить за причиненные неприятности. Таким образом реализуется старый добрый педагогический прием «наказание коллективом», причем в роли наказанного опять оказывается жертва! Поэтому напрямую вмешиваться в ситуацию стоит только тогда, когда речь идет о физическом насилии и серьезной угрозе жизни и здоровью.

Противоположный родительский стиль поведения – не вмешиваться и позволить ребенку самому учиться налаживать контакт со сверстниками и находить выход из конфликтных ситуаций. Этот несомненно мудрый и дальновидный воспитательный подход прекрасно работает, когда дело касается банальных детских конфликтов. Однако систематическая травля означает, что ситуация вышла из под контроля, и собственных внутренних ресурсов ребенку недостаточно для ее решения. Издевательства в школе ничему не учат и не закаляют характер. Наоборот, они часто становятся причиной тяжелейшей психологической травы, усугубляют тревожность и неуверенность в себе, формируют .

Так как же остановить травлю в школе? Важно научить ребенка защищать себя и отстаивать свои права. Будет полезно подробно разобрать ситуацию, обсудить, как надо реагировать на те или иные действия обидчиков, может быть, даже разыграть сценку в лицах. Еще лучше, если этим займетесь не вы, а профессиональный психолог. Важна и физическая подготовка, способность дать сдачи. А потому будет нелишней – как для мальчика, так и для девочки – какая-нибудь спортивная секция, где ребенок сможет приобрести навыки самообороны.

Наконец, можно просто перевести ребенка в другую школу. Это кажется бегством от проблемы, но часто является единственным разумным выходом. Булли неохотно расстаются с полюбившейся жертвой, и даже если ее стиль поведения кардинально изменится, так просто ее не оставят в покое. Строить отношения со сверстниками с нуля, на новом месте, намного проще.

Всем хорошо известно, что дразнилки, обзывания, а иной раз и избиения, делают школьную жизнь некоторых ребят просто невыносимой. Не в состоянии справиться с непреодолимыми издевательствами сверстников подросток каждый день отправляется в школу, как на каторгу. Дружеские отношения с ребятами, так необходимые в этом возрасте, выстроить не удается, успеваемость падает, ведь мысли подростка совсем не об учебе.

Что можно сделать в этом случае? Как прекратить издевательства над собой?

Во-первых, давай разберемся в причинах такого негативного к тебе отношения. Они могут быть различны.

1. Издеваются над теми, кто проявляет слабость. Если это про тебя, тогда важно учиться давать отпор, проявлять уверенность, на издевки можно отвечать с юмором. Чтобы освоить новые тактики поведения, необходимо тренироваться. Лучше, если тебе поможет друг или родитель (человек, которому ты доверяешь), и вы попробуете с ним разыграть ситуацию, когда в ответ на обидные слова или действия ты ответишь уверенно, твердо, остроумно. Можно провести такую тренировку и без помощи другого человека, перед зеркалом. Но все-таки обратная связь со стороны бывает очень полезна. Именно поэтому для ребят проводятся специальные занятия - тренинги, где можно в группе учиться новым способам общения. Такие тренинги для подростков проводятся и в нашем центре "Преображение".

2. Важно ценить себя. Неуверенность чувствуется издалека, а вот человека, уважающего себя, не так-то просто обидеть. Вместо того, чтобы выискивать в себе недостатки, учись ценить свои достоинства. Не давай унижать себя. И кстати, не всегда стоит давать списать «домашку» по первому требованию. Здорово быть отзывчивым, но слишком добрых людей почему-то в современных школах называют «тряпками». Обязательно составь список (хотя бы из 20 пунктов) своих достоинств: умений, черт характера, личностных качеств, внешних проявлений, которые ты в себе ценишь, и периодически его перечитывай. Это помогает укреплять самооценку.

3. Посмотри вокруг и ответь на вопрос: «С кем я дружу?». Друзей можно выбирать, а в сложных ситуациях, как известно, раскрывается истинный характер. Случается, что подростки дружат с кем-то только потому, что это «престижно», но если в обмен на престиж твой друг над тобой смеется, вряд ли его можно таковым считать.

4. Случается, что смешки и издевки появляются не на пустом месте, а в ответ на твое собственное агрессивное поведение. Если это так, стоит задуматься, что ты сам можешь делать по-другому, чтобы издевательства прекратились? Не лезть первым в драку.

5. Самое главное - это самому быть сильным. И речь идет не столько о физической силе (хотя по статистике над ребятами, занимающимися спортом, издеваются намного реже), а о внутренней силе. Тогда, как остальные ищут опоры в лидере, ты можешь учиться искать опору в себе. Проявляй самостоятельность, учись брать на себя ответственность за себя и свои поступки, предлагай и отстаивай свои идеи и тогда у тебя у самого будет шанс стать лидером. Что же касается физической силы, тебе будет действительно полезно заняться спортом, окрепнув физически, ты почувствуешь себя увереннее и сильнее.

Разумеется, силу и уверенность за час не обрести. Их нужно развивать, работая над собой. Поэтому ниже ещё несколько рекомендаций, которые ты можешь использовать, пока занимаешься спортом и развиваешь внутреннюю стойкость.

6. Врага надо знать в лицо. Среди обидчиков всегда есть лидер, который раскаляет огонь издевательств, и есть «приближенные» к нему, то есть ребята, для которых важно покровительство этого лидера. Они, как правило, поддакивают лидеру. Здесь есть 2 пути решения:

a. воздействовать на лидера: ты, конечно, можешь попробовать поговорить с ним, но вряд ли такой «лидер» пойдет с тобой на конструктивный диалог, поэтому более реалистичным будет вариант b.

b. воздействовать на «приближенных»: в этом случае можно надавить на поддакивающих ребят, объяснить, что лидер ими управляет, а они ведутся, будто у них вообще нет собственного мнения. Только общаться с ними по этому поводу нужно по очереди и наедине. Лидер без «приближенных» бессилен.

7. Ни в коем случае нельзя быть частью толпы - никогда не участвуй в издевательствах сам. Подросток, не имеющий собственного мнения, становится очень уязвимым.

8. Остроумие - уникальная защита от издевательства. Если ты решишь дать обидчику остроумный отпор в ответ на его издевку, важно чтобы в этом отпоре не было угрозы или оскорбления, иначе, чем ты отличаешься от него?

9. Фраза, которая работает, когда человек долго наезжает:

«Ок, что ты хочешь всем этим добиться? Определись уже, чего тебе от меня надо?» Не жди ответа, эта фраза направлена на то, чтобы просто ввести собеседника в ступор. Хотя не исключено, что он действительно задумается о мотивах своего поведения.

10. Ещё один способ, помогающий отвлечь собеседника, переключить его внимание. Вспомнить какие-либо факты из жизни оппонента, когда с ним поступили так же, как он поступает сейчас, спросить - что он тогда больше всего хотел сделать и как он думает, что ты сейчас хочешь сделать.

Возможно, на первый взгляд некоторые рекомендации покажутся трудноисполнимыми, так как даже для того, чтобы подойти к кому-то из сверстников, участвующих в издевательствах, а уж тем более что-то сказать, нужна уверенность в себе и собственных силах. Кроме того даже они не универсальны: с кем-то сработают, а с кем-то - нет. Именно поэтому одной из основных и первостепенных задач является развитие уверенности в себе через отработку навыков выхода из сложных конфликтных ситуаций, тренировку противостояния психологическому давлению. В результате такой работы над собой ты станешь не только более гибким в общении, но и научишься отстаивать свою позицию, договариваться, противостоять давлению и манипуляциям и, конечно, сможешь быстро и легко выходить даже из самых сложных конфликтов.

А помочь тебе научиться быть сильным и уверенным могут родители или психологи центра "Преображение". Обращайся!

Центр социальной поддержки молодежи "Преображение" находится по адресу: г. Кинешма, пер.Дунаевского, д.16. Тел. - 3-68-00

Просмотров